Современное машиностроительное оборудование имеет большое количество пар трения. К последним нужно подавать определенные смазочные материалы в требуемом количестве ив определенное время. Наибольшее распространение получили различного рода централизованные смазочные системы, которые классифицируют по следующим признакам: дозированию смазочного материала, распределению потока от источника питания системы, периодичности подачи смазочного материала в магистрали системы, степени очередности его поступления к смазываемым точкам, характеру его циркуляции в системе, виду привода нагнетателя и способу контроля за подачей смазочного материала к трущимся поверхностям.
По принципу дозирования смазочного материала различают системы объемного дозирования и системы с регулированием расхода посредством сопротивлений.
По принципу распределения смазочного материала различают системы с индивидуальными магистралями и системы с общей магистралью связи точек смазывания с источником питания.
Первая группа включает системы смазывания на базе многопоточных насосов различного типа, вторая все остальные системы смазывания, которые обслуживаются однопоточными насосами, соединенными с точками смазывания разветвленными трубопроводами с распределителями и питателями (дозаторами).
Во второй группе можно выделить одномагистральные и двухмагистральные системы. Эти системы характеризуют числом трубопроводов, связывающих распределители и дозаторы с насосом питания системы.
В зависимости от характера и периодичности поступления смазочного материала к точкам смазывания системы подразделяются на непрерывного и периодического смазывания.
В системах непрерывного смазывания подача смазочного материала осуществляется постоянно в течение всего времени работы машины или ее отдельных узлов. Периодичность подачи варьируется путем регулирования времени отключения магистралей системы источника питания или времени паузы в работе привода насоса системы, либо другими способами. К системам непрерывного смазывания относят системы дроссельного регулирования, а также аэрозольного смазывания (или смазывания масляным туманом).
В системах периодического смазывания регулирование подачи смазочного материала может выполняться любым способом.
По степени очередности подачи смазочного материала системы непрерывного и периодического смазывания подразделяют на системы с одновременным (параллельным) подводом и системы с последовательной подачей.
В первом случае смазочный материал может подаваться непрерывно или периодически, во втором только периодически. Одномагистральные системы с дозаторами (питателями), которые срабатывают одновременно при подаче импульса давления, называют импульсными.
В зависимости от характера циркуляции смазочного материала системы подразделяют на проточные и циркуляционные.
В первых смазочный материал подается в рабочую зону малыми дозами, которые используют один раз, и не возвращается в резервуар.
Во вторых смазочный материал, циркулируя между смазываемыми объектами и резервуаром, используется многократно. При этом необходимо постоянно и тщательно выполнять очистку смазочного материала от продуктов износа на сливе в резервуар и перед его подачей к смазываемому узлу.
При смазывании подшипниковых узлов механизмов технологического оборудования необходимо учитывать также связь между расходом масла и температурой узла. При необоснованно малом расходе увеличиваются потери мощности и температура опоры, с ростом расхода температура и потери снижаются до некоторого минимума при достаточном смазывании, а при дальнейшем увеличении расхода потери и температура вновь возрастают (за счет потери на перемешивание масла). Вследствие этого наилучшие результаты обеспечиваются при капельном смазывании подшипников, которое дает в высокоскоростных опорах 6–8 кратное снижение потерь мощности.
Наиболее целесообразно использовать в смазочных системах те типы приводов, которые позволяют автоматизировать процесс смазывания. Автоматизированный привод просто и надежно обеспечивает подачу смазочного материала к трущимся поверхностям в заданном количестве и с необходимой частотой. В нагнетателях смазочных устройств используется электрический, гидравлический и пневматический привод.