Под эксплуатацией гидравлических приводов понимается целенаправленная деятельность персонала по применению привода, его техническому обслуживанию и ремонту в процессе работы в реальных условиях.
Исходя из этого определения, следует, что обслуживающий персонал должен знать устройство и принцип работы привода и входящих в его состав узлов, а также порядок действий при техническом обслуживании привода.
Техническим обслуживанием называется такая работа персонала, которая обеспечивает поддержание привода в работоспособном состоянии. Она включает в себя ряд действий оператора, который обязан проводить перед пуском привода в работу и после ее окончания. Так например, перед началом работы гидравлического привода следует проверить уровень жидкости в гидравлическом баке, отсутствие наружных утечек и осуществить работу на холостом ходу. При этом надо убедиться в нормальной работе гидромашин и аппаратов. После окончания работы привода необходимо очистить штоки гидроцилиндров от грязи и пыли, втянуть их внутрь цилиндров и осмотреть гидросистему с целью выявления утечек или каких-либо повреждений. При обнаружении внешних утечек жидкости необходимо подтянуть соединения или заменить уплотнительные элементы гидравлических устройств и агрегатов.
Техническое обслуживание приводов включает также и работы по основным узлам: гидробаки, гидролинии, насосы, гидравлические двигатели и аппараты. Сюда же относятся и работы по контролю за состоянием рабочей среды и своевременной замене гидравлической рабочей жидкости.
Обслуживание гидравлических баков заключается, в основном, в проверке его состояния и предотвращения попадания внутрь бака пыли, грязи, стружки и посторонних предметов.
Обслуживание гидроолинии обычно заключается в их осмотре и при необходимости подтягивании соединений для устранения потерь рабочей среды. Следует обращать внимание на то, чтобы на трубопроводах не было задиров, рисок, вмятин более 0,5 мм и овальности более 10 % диаметра трубы. Не допускаются скручивание и защемление шлангов.
При обслуживании насосов и компрессоров обращают внимание на свободное и плавное вращение их вала, температуру нагрева, которая не должна превышать допустимую, отсутствие посторонних шумов и внешних утечек рабочей среды.
Техническое обслуживание гидравлических двигателей также состоит в основном из их внешнего осмотра. При этом обращают внимание на плавность вращения вала гидромотора, на чистоту штоков цилиндров, на наличие внешних потерь рабочей среды. При обнаружении каких-либо повреждений необходимо их устранить.
Обслуживание аппаратуры в основном заключается в их внешнем осмотре, устранении подтеканий рабочей жидкости, регулировании и настройки аппаратов на нужные параметры, замене уплотнений. При обслуживании фильтров необходимо своевременно удалять отстой из корпуса, промывать фильтрующие элементы (сетки, пластины, магниты) или заменять их новыми. Фильтрующие элементы сетчатых фильтров промывают через 200-300 часов работы, магнитосетчатых - через 200 часов, магнитных - через 500 часов, а тканевых - через 150-200 часов. Пластинчатые фильтры обычно очищают каждую неделю работы.
Часто возможно восстановить нормальную работу фильтров путем пропускания сжатого воздуха или промывочной жидкости в направлении, обратном рабочему потоку.
Обслуживание рабочей жидкости гидроприводов заключается в периодической проверке ее загрязненности и рабочих свойств, ее смене в соответствии с требованиями по эксплуатации гидропривода. В процессе эксплуатации гидропривода необходимо не допускать попадания в рабочую жидкость воды или каких-либо технологических жидкостей, пыли, стружки, грязи или других примесей. Особенно тщательно необходимо соблюдать эти условия при заправке гидробака рабочей жидкостью.
Во время работы гидравлического привода возможны сбои в его работе по причине возникновения различного рода неисправностей. Эти сбои могут быть по причине допущенных ошибок при проектировании, создании или эксплуатации привода.
Другой вид отказов в работе может быть связан с наличием в гидросистеме скрытых дефектов, которые не были выявлены при изготовлении и сборке узлов привода. Еще один вид отказов связан с внешними воздействиями на привод, значительно превышающими по величине расчетные значения, принятые при проектировании привода. Сбой в работе приводов может быть вызван также и причинами естественного старения материалов и износом деталей.
В связи с возникающими сбоями в работе приводов появляется необходимость выявления неисправности и ее скорейшего устранения путем ремонта или замены вышедшего из строя узла или отдельной детали. Для этого важно знать методы поиска неисправностей и приемы их скорейшего ремонта. Быстрому нахождению неисправностей способствуют знания о возможных причинах выхода из строя того или иного узла, формы представления технологического процесса, а также ведения о характерных неполадках, возникающих при работе гидравлических приводов.