К регулирующей аппаратуре гидравлических систем приводов относятся аппараты изменения расхода рабочей жидкости и величины давления.
Изменение величины расхода жидкости осуществляется аппаратами, называемыми дросселями (дроссель - регулируемое гидравлическое сопротивление). Дроссель представляет собой аппарат, имеющий возможность изменять площадь проходного отверстия, по которому проходит поток жидкости. На рис.2.95 показана конструкция щелевого дросселя модели Г77. В корпусе 3 установлен поворотный полый плунжер 4 с лимбом 1 и крышки 2 и 5. Рабочая жидкость подводится к аппарату по каналу А. Далее она попадает внутрь плунжера 4 и проходит через прорезь В в выходной канал Б. Щель дросселя представляет собой проходное отверстие, образованное кромками прорези В и отверстия Г. Площадь проходной щели дросселя Sдр будет определяться шириной h прорези В, углом поворота плунжера 4 и его диаметром d, т.е. можно записать, что Sдр = hdφ/2.
Указанный дроссель монтируется в гидросистеме на приборной плите, к которой подводятся трубопроводы. На рис.2.96 показаны щелевые дроссели, которые устанавливаются непосредственно в трубопроводы, подсоединяемые к каналам А и Б в корпусе 1. Пройдя канал А (рис.2.96а), жидкость по отверстию 5 подходит к дроссельной щели в виде прорези во втулке 2, далее идет по кольцеобразному зазору между втулкой 2 и обоймой 3, отверстию 6 на выход Б. Этот дроссель регулирует расход жидкости путем проворота обоймы 3, связанной со втулкой 2, относительно корпуса 1. При этом изменяется площадь проходного сечения щели 4 за счет изменения ее длины, находящейся напротив отверстия 5. Регулировать расход можно как при движении слева направо, так и в обратном направлении. Дроссель, показанный на рис.2.96б, регулирует расход жидкости лишь при ее движении от канала А к каналу Б. В его корпусе установлен обратный клапан в виде шарика 7, который поджат к седлу пружиной 8 и не пропускает жидкость напрямую в канал Б, а лишь через отверстие 5, щель 4 и отверстие 6. Если же подать жидкость в обратном направлении (от канала Б к каналу А), то под действием жидкости шарик 7 отжимается влево и пропускает жидкость в канал А, минуя дроссель 4.
Рис. 2.95. щелевого типа: а – устройство; б – условное обозначение
Рис. 2.96. Щелевые дроссели трубного монтажа: а – конструкция; б – щелевой дроссель с обратным клапаном; в – его условное обозначение
На рис.2.97 показан аппарат модели ДКМ, состоящий из двух дросселей и двух обратных клапанов, предназначенный для модульного монтажа. Модульный монтаж представляет собой сборку нескольких аппаратов в один блок на плите или гидравлической панели. В этом случае аппараты соединяются по стыковочным плоскостям и стягиваются шпильками. Во избежание повреждения поверхности стыковочных плоскостей при транспортировке они закрыты пластмассовыми крышками 11. Для подсоединения к другому аппарату такого же монтажа используется промежуточная пластинка 2 с резиновыми кольцами для уплотнения стыков. В корпусе аппарата 1 установлены две втулки с перемычкой 4 между ними и колпачковые крышки 5 с регулировочными винтами 6 и пружинами 8. Во втулках 3 находятся плунжеры 9, которые являются одновременно затворами обратных клапанов и дросселями. Их хвостовики опираются на буртик регулировочных винтов 6 и поджимаются к ним пружинами 8.
Рис.2.97. Сдвоенный дроссель с обратным клапаном модульного монтажа: а – устройство; б – условное обозначение
Работа аппарата происходит следующим образом. Если подать жидкость в канал А, то она по пазу 14 подходит к торцу затвора 9, создает силу, преодолевающую силу пружины 8, отжимает плунжер 9 влево и свободно проходит на выход Б. Если же изменить направление течения жидкости и подать ее в канал Б, то она проходит по каналам а и в, отверстию с и попадает в полость d, где вместе с пружиной 8 подожмет плунжер к буртикам винта 6. При этом между кромками правого торца плунжера 9 и втулки 3 сохраняется зазор, через который жидкость дросселируется и проходит в канал А. Вращая винт 6 в ту или иную сторону, устанавливаются необходимый зазор и величину потока жидкости через дроссель. После чего винтом 7 фиксируется положение винта 6. Для новой настройки необходимо ослабить затяжку винта 7, а затем вращать винт 6.
Таким образом, при движении жидкости от канала А к каналу Б или по каналу В к каналу Г осуществляется беспрепятственный пропуск жидкости, при обратном направлении движения жидкости осуществляется ее дросселирование и пропуск необходимого расхода, настроенного левым и правым винтом 6. Тем самым можно осуществить независимое регулирование скорости гидравлического двигателя при движении в одну и другую сторону.
Известны также дроссели, имеющие другие формы проходных сечений. На рис.2.98 показаны некоторые такие виды сечений. Ряд из них выполнен путем растачивания втулки 1 и изготовления плунжера 2 в виде цилиндра (2.98а), конуса (рис.2.98б), цилиндра с прямоугольными (рис.2.98в) и треугольными (рис.2.98г) прорезями. Более технологичны конструкции дросселей, когда втулка не имеет внутренних расточек, а в ней выполнены окна разного профиля (прямоугольного (рис.2.98д), треугольного (рис.2.98е), круглого (рис.2.98ж) и т.п.).
Расход Qдр, пропускаемый дросселем, можно найти по формуле:
где P1, P2- давление жидкости соответственно на входе в дроссель и на его выходе; µ - коэффициент расхода дросселя, зависящий от свойств жидкости, формы проходных сечений и ряда других факторов (обычно принимают равным 0,62-0,65), ρ- плотность рабочей жидкости.
Анализируя выражение для определения расхода через дроссель, нетрудно заметить, что расход линейно зависит от площади проходного сечения дросселя Sдр и нелинейно от разности давлений P = P1 — P2. При работе привода с переменной нагрузкой давление P2 будет меняться, что приведет к изменению расхода через дроссель и, в конечном счете, к изменению скорости движения гидравлического привода. Если же гидравлический привод применяется в металлорежущих станках, то в процессе обработки деталей сила резания непостоянна, что влечет за собой и колебание скорости гидродвигателя, что, как правило, недопустимо. В таких случаях рекомендуется применять регуляторы расхода. Это аппараты, которые обеспечивают настройку необходимого расхода жидкости и поддержание этого расхода постоянным при переменной нагрузке на гидродвигателе.
Рис.2.98. Формы проходных сечений дросселей: а - цилиндрическая; б - кольцеобразная с коническим затвором; в - щелевая в виде прямоугольных прорезей; г - щелевая с треугольными прорезями; д - в виде прямоугольного окна; е - в виде треугольного окна; ж - в виде круглого окна;
Регулятор расхода (рис.2.99) представляет собой аппарат, в корпусе которого установлен дроссель, с помощью которого настраивается необходимая величина расхода, и клапан постоянной разницы давлений (иначе - регулятор давления), обеспечивающий поддержание расхода постоянным. Регулятор давления может быть установлен последовательно с дросселем (как это показано на рис.2.99à) и параллельно с ним (рис.2.99в).
Работают аппараты следующим образом. Жидкость поступает в аппарат (рис.2.99а) по каналу А, проходит зазор h между кромками грибкового плунжера 2 и расточки в корпусе 1 и подходит к щели дросселя 5, а по отверстию а - к нижним торцам грибкового плунжера 2. При этом перед дросселем начинает расти давление, которое воздействует на нижние торцы плунжера 2 и приподнимает его вверх, уменьшая зазор h. Благодаря возникшему давлению P1 на входе в дроссель жидкость преодолевает его сопротивление и идет внутри плунжера 5 на выход Б. При наличии нагрузки на выходе аппарата (например, жидкость направляется в гидравлический двигатель) в канале Б поднимется давление P2, соответствующее нагрузке, которое вместе с пружиной 3 будет противодействовать подъему плунжера 2 (канал Б соединен с полостью В отверстием в). Когда на плунжере 2 наступит равенство сил, действующих на него сверху (пружина и давление P2) и снизу (давление P1), он остановится; при этом на дросселе установится определенная разность давлений ΔP = P1 — P2. Если же по каким-либо причинам (например, колебание сил нагрузки) давление P 2 возрастет, то нарушится равновесие сил на плунжере, и он начнет опускаться вниз, увеличивая зазор h и уменьшая сопротивление прохода жидкости к дросселю. Потери давления на нем станут меньше, что приведет к росту давления P1 и, соответственно, силы снизу на плунжер 2, препятствующий его опусканию. Рост давления P1 и опускание плунжера будут продолжаться до наступления равновесия сил. При этом величина разности давлений ΔP = P1 — P2 восстановится, обеспечивая пропускание через дроссель настроенного расхода. Если же давление P2 по каким-либо причинам уменьшится, то подъем плунжера 2 уменьшит зазор h, увеличит потери давления при прохождении этого зазора и уменьшит давление P 1 до такой величины, при котором разность давлений снова станет прежней.
Рис.2.99. Регуляторы расхода: а–устройство регулятора расхода модели Г55-2; б- его условное обозначение; в - устройство регулятора расхода модели Г55-1; г - его условное обозначение
Уравнение сил, действующих в установившемся режиме на плунжер, будет иметь вид: P1Sкл — P 2 Sкл -Gпр = 0. Отсюда нетрудно получить, что ΔP = P1 — P2 = Gпр /Sкл ≈ const В этих выражениях принято: Sкл- площадь верхнего и нижнего торцов плунжера 2 клапана давления, Gпр - сила пружины 3. Поскольку ход плунжера 2 в процессе работы незначителен, можно считать, что сила пружины постоянна и зависит от выбора ее предварительного натяга, устанавливаемого при сборке аппарата. Обычно его берут таким, чтобы обеспечивать на дросселе разность давлений P = 0,3 МПа.
Регулятор расхода, в котором клапан давления включен параллельно дросселю, показан на рис.2.99в. Войдя в аппарат по каналу А, жидкость беспрепятственно подходит к дросселю, перед которым создается давление P 1, необходимое для преодоления его сопротивления. Вместе с тем по отверстию а она подходит и к нижним торцам плунжера 2 клапана давления. От действия давления P1 снизу на плунжер действует сила, приподнимающая его вверх, преодолевая действие пружины 5. При этом открывается проход части жидкости из канала А в канал В на выход в бак. Преодолев дроссель, жидкость поступает на выход аппарата в канал Б, где создается давление P2, преодолевающее сопротивление на дальнейшем пути жидкости. По каналу б жидкость подходит в полость Г над грибком и вместе с пружиной 5 сопротивляется подъему плунжера 2. Он остановится, когда наступит равенство сил на плунжере, действующих на него снизу и сверху.
При этом на дросселе установится разность давлений, определяемая предварительным натягом пружины, аналогично регулятору расхода с последовательно включенным клапаном давления. Для этого аппарата будет справедливо выражение для разности давлений ΔP = P1 — P2 = Gпр/Sкл. Изменение давления P2 на выходе аппарата, вызванное, например, изменившимися условиями работы, нарушит равновесие сил на плунжере, который своим перемещением так изменит зазор на пути слива жидкости в бак, что изменение давления P 1 будет соответствовать изменению давления P 2 , а их разность останется постоянной.
Поскольку в этом аппарате давление P 1 перед дросселем является давлением в напорной гидролинии, а оно меняется вместе с изменением давления P2 ,то представляется возможным ограничивать величину давления P2 путем установки в корпус этого аппарата предохранительного клапана давления в виде шарикового затвора 3 с регулируемой винтом 4 пружиной. По каналу В жидкость под давлением P2 подходит к шарику 3. Если давление P2 вырастет настолько, что создаваемая ею сила преодолеет силу пружины, то шарик 3 поднимется и откроет слив жидкости в бак (по каналу, показанному штриховыми линиями). Таким образом, величина давления P2 ограничивается настройкой пружины шарикового клапана давления 3. Это позволяет предохранить гидравлическую систему при аварийном росте нагрузки на ее двигатель, питаемый регулятором расхода.
Каждый из рассмотренных регуляторов расхода, выполняя одну и ту же функцию, имеет свои достоинства и недостатки. Регулятор расхода, в котором дроссель и клапан давления соединены друг с другом последовательно (рис.2.99а), могут устанавливаться как перед двигателем в напорной гидролинии, так и в сливной гидролинии или параллельно двигателю. Однако при его работе потребляемая насосом мощность постоянна и максимальна даже при отсутствии нагрузки на двигателе.
Регулятор расхода, в котором дроссель и клапан давления соединены друг с другом параллельно (рис.2.99в) может устанавливаться лишь на входе гидродвигателя. Но зато потребляемая насосом мощность при работе с этим аппаратом зависит от нагрузки. Таким образом, регулятор расхода с последовательным клапаном давления имеет широкую область применения, но не экономичен. Напротив, регулятор расхода с параллельным клапаном давления более экономичен, однако имеет узкую область применения.
Сборка аппаратов гидравлической системы часто проводится на специальной плите, называемой гидравлической монтажной панелью. Тем самым уменьшается число труб и облегчается обслуживание самого гидропривода. Поэтому отечественная промышленность выпускает также и аппараты стыкового монтажа. Одним из таких аппаратов представлен регулятор расхода МПГ55-2 (рис.2.100), в котором все каналы выведены на стыковую плоскость корпуса 1, закрытую при транспортировке крышкой 12. В корпусе установлена втулка дросселя 2, а в ней перемещается затвор дросселя 3. Его положение, а, значит, и площадь проходного окна, устанавливается путем перемещения гайки 4 при вращении лимба 7 и связанного с ним винта 6. Установка лимба фиксируется гайкой 5. Лимб поворачивается на 4 оборота. Его обороты регистрируются счетчиком 8, поворачивающимся на 1/4 своего оборота при повороте лимба на один оборот. Шарик 9 с пружиной 10 предотвращает самопроизвольный проворот счетчика. Затвор дросселя 3 снизу поджат пружиной 11, обеспечивающей его перемещение вверх при установке большего проходного сечения при вращении лимба 7 по часовой стрелке (гайка 4 при этом перемещается вверх).
Рис.2.100. Регулятор расхода стыкового монтажа: а - устройство; б - условное обозначение
Подвод жидкости осуществляется по входному каналу в полость А регулятора давления. Пройдя окно В во втулке регулятора, ограничиваемое кромкой плунжера 13, жидкость попадает в полости Г, Д, Ж и далее в канал Е. Оттуда она проходит к дроссельному окну во втулке 2 и, пройдя его, выходит в канал Б, связанный с гидролинией подвода жидкости к гидравлическому двигателю и с полостью И у торца грибкового плунжера 13, поджимаемого пружиной 14. Принцип действия аналогичен работе аппарата на рис.2.99а.
Изменение давления на выходе аппарата нарушает равновесие сил на плунжере 13 и его смещение, благодаря чему площадь проходного окна В и давление перед дросселем изменяется таким образом, что обеспечивается поддержание постоянной разности давления на дросселе и постоянного потока жидкости на выходе аппарата.
К регулирующей аппаратуре относятся также и клапаны давления: предохранительные и редукционные.
Предохранительные клапаны предназначены в первую очередь для ограничения величины давления в гидросистеме. Но кроме этой функции они могут выполнять и ряд других. Например, описанный в разделе 2.2 предохранительный клапан прямого действия может поддерживать постоянное давление в напорной гидролинии и создавать подпор в сливных трубопроводах.
Клапан давления, показанный на рис.2.101, может выполнять следующие функции: предохранять гидросистему от перегрузки (ограничивать максимальное давление), выполнять роль клапана последовательности (пропускать поток рабочей жидкости при достижении в этом потоке или управляющем канале при дистанционном управлении заданного давления, настраиваемого пружиной), служить в качестве переливного клапана (поддерживать постоянное давление на входе в аппарат за счет непрерывного слива рабочей жидкости), а также поддерживать постоянную разность давлений в подводимом и отводимом потоках рабочей среды.
Клапан устроен следующим образом. В корпусе 1 установлен плунжер клапана 2, который поджимается пружиной 4, находящейся в крышке 3. Регулирование натяга пружины (силы действия пружины на плунжер) осуществляется винтом 5. Клапан относится к аппаратам нормально закрытого типа, т.е. при отсутствии рабочей среды плунжер 2 находится в крайнем нижнем положении и перекрывает соединение входной полости А с выходным каналом Б. В корпусе аппарата выполнены каналы а, б, в, г, ж, а также демпфер (нерегулируемый дроссель) в виде канала д малого диаметра. Каналы а и г закрыты пробками 6 и 7. Технологические отверстия в корпусе также заглушены пробками.
Подвод рабочей жидкости осуществляется в полость А. Оттуда жидкость поступает по каналам в и ж к демпферу д и после него в тупиковую полость под нижним (по рисунку) торцом плунжера 2. Клапан закрыт, поэтому жидкость не может пройти на выход в канал Б. Однако, если давление жидкости в подводящем канале нарастает, то растет и сила действия жидкости на нижний торец плунжера 2. Когда она преодолеет силу пружины 4, то плунжер поднимется вверх и откроет проход жидкости в канал Б. Если этот канал соединен с баком, то клапан обеспечивает слив жидкости в бак и тем самым ограничивает давление Pкл в подводящем канале. Из уравнения равновесия сил на плунжер давление Pкл, при котором открывается клапан, будет равно: Pкл = Gпр/Sт, где Gпр- сила пружины, настраиваемая винтом 5, SТ - площадь торца плунжера.
Рис.2.101. Клапан давления многофункциональный трубного монтажа модели Г54-32М: а - устройство; 6 - его условное обозначение
Если канал Б соединен не с баком, а с потребителями гидравлической энергии, то в выходном канале Б будет некоторое давление Р. Выходной канал соединен отверстием б с полостью е. Поэтому давление Р вместе с пружиной будут сопротивляться подъему плунжера, а открытие клапана произойдет, когда сила от давления в канале А превысит сумму сил пружины и от давления Р, действующих на плунжер сверху. В открытом состоянии клапан будет поддерживать постоянную разность давлений в подводящем и выходном каналах.
Этот клапан обеспечивает также возможность дистанционного управления. В этом случае канал в заглушается пробкой, а к каналу г вместо пробки 7 подключается канал управления. Клапан давления откроется и пропустит жидкость из канала А в канал Б лишь тогда, когда давление в канале управления создаст достаточную для подъема плунжера 2 силу.
Если же мы хотим, чтобы клапан давления открывался при достижении нужной разницы в двух каналах управления, то тогда надо заглушить и канал б, а вместо пробки 6 подсоединить к полости е другой канал управления. Тогда клапан откроется лишь при достижении необходимого давления в канале г, зависящего от силы пружины 4 и давления в канале а. Причем, в этом состоянии клапан может пропускать жидкость в обоих направлениях.
Возможны и другие комбинации подключения каналов.
Поскольку предохранительный клапан давления пропускает жидкость, как правило, только в одном направлении, отечественная промышленность выпускает клапан давления со встроенным обратным клапаном, открывающим проход жидкости из выходного канала Б в подводящий канал А (рис.2.102). При подаче жидкости в канал А в корпусе 1 она проходит по отверстию в и демпферу д в полость 2 под торцом плунжера 4. При создании давлением жидкости достаточной для преодоления сопротивления пружины 5 силы плунжер 4 поднимается вверх, открывая пропуск жидкости на выход в канал Б. Если жидкость подать в канал Б, то она отжимает затвор 3 с пружиной 2 обратного клапана и свободно проходит в канал А. С помощью винта 6 можно настраивать давление, при котором открывается клапан.
В промышленных гидроприводах широкое применение нашли клапаны давления непрямого действия (рис.2.103), которые кроме указанных выше функций клапана давления могут обеспечить разгрузку насоса.
Устроен он следующим образом. В корпусе 1 установлен плунжер 3 грибковой (Т-образной) формы, который поджимается сверху пружиной 9. В крышке 4 располагается шариковый клапан 6 с пружиной 8, предварительный натяг которой настраивается регулировочным винтом 7.
При подаче жидкости в канал А она заполняет проточку В, по каналу ж проходит в полость г, а по отверстию е проходит в полость д под нижним торцом плунжера 3. Далее она проходит демпфер в виде отверстия малого диаметра в пробке 2, заполняет полость б и подходит к шарику 6, закрывающему выход жидкости в канал а. Таким образом клапан закрыт, и жидкость не может попасть на выход Б. Если же давление жидкости в канале А растет, то растет и сила, действующая от этого давления на шарик 6. Отметим, что при этом сверху на плунжер 3 действуют сила от давления жидкости и сила пружины, а снизу - сила от давления жидкости. Поэтому никакой рост давления не сможет заставить подняться плунжер 3 вверх и открыть проход из проточки В в проточку Г. Когда же давление в полости б вырастет настолько, что его сила преодолеет силу пружины 8, то шарик 6 поднимется вверх и откроет проход жидкости в канал а и далее по отверстию в на выход в канал Б. При этом через демпфер начнется течение жидкости. Это означает, что давление Р в полости б меньше, чем давление Pкл в полости д. Поэтому сила, действующая на плунжер 3 со стороны давления Pкл жидкости в полостях гид, станет больше суммы силы пружины G1 и силы давления Р жидкости в полости б. Под действием большей силы плунжер 3 поднимется вверх и откроет проход жидкости из канала А и расточки В в расточку Г и далее в канал Б на выход. Таким образом, происходит срабатывание клапана в два этапа: сначала открывается шариковый клапан 6, называемый предохранительным, а затем плунжерный 3, называемый переливным.
Рис.2.102. Клапан давления модели Г66-3: а - устройство; 6 - условное обозначение
Рис.2.103. Клапан давления непрямого действия модели Г52-1: à - устройство; á - условное обозначение
Для установившегося режима работы аппарата можно записать уравнение сил на плунжере: PклSкл — PSкл —G1 =0, где Sкл- площадь верхнего и нижнего торцов плунжера 3.
В этом уравнении два неизвестных Pкл и Р. Составив уравнение сил, действующих на открывшийся шариковый клапан 6, получим: PSш— G=0, где G сила пружины 8, Sш- площадь шарикового клапана. Отсюда находим P = G/Sш. Тогда нетрудно получить, что давление Pкл, при котором открывается предохранительный клапан, равно: Pкл = P + G1/Sкл = G/Sш +G1/Sкл. Поскольку сила пружины 9 незначительна (она нужна для преодоления сил трения плунжера 3 и его силы веса для обеспечения закрытого состояния аппарата при монтаже аппарата крышкой вниз), то приближенно можно считать, что давление открытия клапана Pкл равно давлению Р, настраиваемому пружиной 8 при изменении ее натяга регулировочным винтом 7.
Срабатывание аппарата при поддержании постоянного давления Pкл и создании подпора, если клапан включен в сливную гидролинии, аналогично рассмотренному.
В режиме разгрузки насоса аппарат срабатывает несколько иначе. Под разгрузкой насоса понимается такое состояние в его работе, когда давление в напорной гидролинии насоса понижается принудительным образом почти до нуля. Для этого необходимо полость клапана б соединить напрямую с баком (на рис.2.103б показано штриховой линией). Вместо пробки 5 к аппарату подключается трубопровод, отводящий жидкость в бак. В этом случае давление в полости б становится равным нулю, вследствие чего подъему плунжера 3 будет препятствовать лишь пружина 9, создающая небольшую силу. Поэтому плунжер 3 под действием силы от давления в канале А поднимется вверх, открыв проход жидкости из канала А в канал Б. В результате в гидролинии А давление понизится до величины Pразгр = G1/Sкл, где Pразгр - давление, возникающее в напорной гидролинии при разгрузке насоса, так как в одной и той же гидролинии не может быть двух разных давлений, а может быть лишь меньшее из них. Значение Pразгр по величине близко нулю, потому что сила пружины G1 мала, а площадь Sкл сравнительно велика.
Такой описанный режим работы обеспечивает снижение давления в аварийных ситуациях или при проведении технического обслуживания или настройки гидросистемы.
К регулирующей аппаратуре относят также и гидравлические редукционные клапаны, предназначенные для понижения давления в гидролинии на выходе аппарата и поддержания этого пониженного давления постоянным.
Рассмотрим устройство и принцип действия на примере редукционного клапана вставного монтажа (рис.2.104). Вставной монтаж представляет собой установку аппарата в подготовленное в гидравлическом устройстве гнездо. Поэтому в корпусе аппарата не предусматриваются места крепления трубопроводов, что облегчает изготовление, монтаж аппарата и его обслуживание.
Редукционный клапан давления состоит из двух клапанов - основного (рис.2.104а) и управляющего (рис.2.104б).
Рис.2.104. Редукционный клапан давления модели МКРВ: а – устройство; б – управляющий клапан; в – условное обозначение
Основной клапан состоит из корпуса 2, в который вворачивается управляющий клапан 1. В него же устанавливается втулка 3 с упором 4. Во втулке 9 закрепляется гильза 5 с плунжером 6 и поджимающей его пружиной 7. В перемычке плунжера 6 выполнены два демпфера д в виде отверстий малого диаметра. Для предохранения поверхности гильзы от возможных повреждений при транспортировке она закрыта крышкой 8, которая при установке аппарата в гнездо гидроагрегата снимается.
Управляющий клапан (рис.2.104б) представляет собой устройство в виде втулки 10 с наружной резьбой для закрепления в корпусе основного клапана. Во втулке находится регулировочный винт 9, поджимающий пружиной 11 к седлу 13 конический затвор 12.
Работает редукционный клапан следующим образом. Жидкость подается к аппарату через отверстия А в гильзе 5 (рис.2.104а), проходит через дросселирующие окна, образованные кромками этих отверстий и отверстий б в плунжере 6 и теряет на них энергию. Поэтому давление в выходном канале Б будет ниже, чем на входе в аппарат.
Заметим, что площадь проходных окон в этот момент максимальна, т.к. затвор 6 отжат пружиной 7 в крайнее нижнее положение. Из канала Б часть потока жидкости идет через демпферы д в перемычке затвора, заполняя полость В над ним, и подходит к конусному затвору 12 управляющего клапана, который закрывает выход жидкости в каналы а, в и далее из них в бак.
При наличии нагрузки на выходе аппарата Б давление жидкости внутри плунжера, в полости В и перед затвором 12 нарастает до тех пор, пока сила, создаваемая им на затворе, не преодолеет силу пружины 11. Управляющий клапан открывается, пропуская жидкость в бак. При этом давление Р в полости В становится меньше давления Pкл в канале Б. Поэтому суммарная сила давления Р и пружины 7 станет меньше силы давления Pкл , и плунжер 6 начнет подниматься вверх, уменьшая площадь проходных окон основного клапана. Это движение вверх вызовет с одной стороны уменьшение давления Pкл (за счет увеличения сопротивления проходных окон), ас другой стороны рост сопротивления сжимающейся пружины 8.
Перемещение плунжера вверх прекратится при наступлении равенства сил на нем, действующих снизу и сверху. Это будет означать окончание переходного процесса и начало работы аппарата в установившемся режиме, когда на выход аппарата проходит рабочая жидкость при заданном пониженном давлении. При этом незначительная часть потока, определяемая сопротивлением демпферов д и перепадом давления на них, будет постоянно уходить в бак через открытый управляющий клапан.
Любое изменение давления в канале А приведет к нарушению равенства сил на плунжере и его перемещению, вызывающему изменение сопротивления проходных окон основного клапана. Последнее восстановит прежнее значение давления. Так, например, если по каким-либо причинам, давление в канале Б начнет возрастать, то смещение плунжера вверх уменьшит площадь проходных окон основного клапана, увеличив их сопротивление. Это, в свою очередь, увеличит потери давления при прохождении жидкости, что и уменьшит давление в канале Б. Плунжер снова опустится вниз и займет прежнее положение.
Из описания работы нетрудно выяснить, что давление Pкл на выходе редукционного клапана зависит от силы пружины 11 управляющего клапана, которая настраивается регулировочным винтом. Составив уравнение равновесия сил, действующих на плунжер, получим следующее выражение: PклSкл —G7 — PSкл = 0, где Sкл- площадь торца плунжера, G7- усилие пружины 7. Из уравнения равновесия сил, действующих на открытый затвор управляющего клапана получим, что P = G11lS, где G11- сила пружины 11, S- площадь затвора, на которую действует давление Р. Окончательно получим, что Pкл = G11/S + + G7/Sкл. Поскольку сила G7 пружины 7 невелика, а площадь плунжера Sкл относительно велика, то можно считать, что давление на выходе аппарата зависит лишь от настройки силы пружины 11 управляющего клапана, которая в свою очередь определяется жесткостью пружины и ее предварительным натягом, осуществляемым с помощью винта 9.
Из принципа действия редукционного аппарата следуют два условия, которые необходимо соблюдать для надежной работы аппарата:
- Давление на входе в аппарат должно быть заведомо больше наибольшего желаемого давления на его выходе;
- Каналы а и в обязательно должны быть открыты и соединены с баком.