Точность перемещения узлов металлообрабатывающих станков и другого оборудования, плавность и бесшумность работы передач, КПД, безотказность и долговечность работы механизмов, сохранение ими технологической точности на протяжении длительного времени, сокращении времени обслуживания и простоев зависят напрямую от работы системы смазывания и составляющих ее элементов, поскольку выход из строя деталей и узлов из-за заеданий и задиров приводит к значительному материальному ущербу.
В современном оборудовании узлы трения работают в различных условиях и на разных режимах. Их надежное и продолжительное функционирование при различных условиях эксплуатации обеспечивается путем оптимизации режимов смазывания, как по количеству подаваемого смазочного материала, так и по периодичности его подачи. Увеличение расхода смазочного материала больше определенного уровня не снижает коэффициент трения и интенсивность изнашивания, но ведет к усложнению конструкции устройств смазки и повышению стоимости эксплуатации оборудования. Кроме того, выбор системы смазывания часто определяет рабочие характеристики смазываемого узла; например, шпиндельные узлы, выполненные на опорах качения, при смазывании их жидким или распыленным смазочным материалом обладают значительно большей быстроходностью, чем при использовании пластичных смазок. Однако применение последних позволяет создавать узлы, которые не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации при условии правильного применения и низких рабочих температур.
Разработаны и используются для узлов трения высокоэффективные композиционные износостойкие материалы и покрытия, а также самосмазывающиеся материалы типа ПОЛИСАМ на основе полиамидов, фторополимеров, наполненных армирующими добавками (модифицированных графитовых, углеродных и стеклянных волокон) и дисперсными добавками (графита, дисульфида молибдена, низкомолекулярных фторопластов и т.п.). Эти материалы обладают высокой износостойкостью, низкими коэффициентами трения, повышенной нагрузочной способностью и температурой в сравнении с исходными материалами. Композиционные материалы могут применяться как для изготовления узлов трения, так и для создания покрытий на трущихся поверхностях, после чего они могут работать без дополнительного смазывания.
Разработаны также трибоэлектрохимические методы повышения ресурса оборудования. Эти методы основаны на явлении восстановления изношенных поверхностей трущихся деталей и смазочных сред непосредственно в изделиях в процессе эксплуатации в результате избирательного переноса. Компенсация износа деталей по массе и геометрическим параметрам осуществляется за счет направленного переноса металла в пары трения с вводимых в узел специальных вставок – анодов. При этом вместо смазочного материала на основе нефтепродуктов применяется маслозаменяющая рабочая среда на водной основе. При использовании трибоэлектрохимических методов в узлах и агрегатах машин, имеющих жидкостную смазочную ванну, ресурс работы узла увеличивается более чем в 10 раз.