Рабочей средой пневматических приводов является сжатый воздух. Как отмечалось выше, воздух отличается высокой сжимаемостью, что вносит в работу пневматических приводов свои особенности. И первая из них – это необходимость подготовки сжатого воздуха. Обычно в машиностроительных пневматических приводах давление рабочей среды (сжатого воздуха) не превышает 1 МПа. Сжатие воздуха до значительно больших давлений требует немалых энергетических затрат и снижает коэффициент полезного действия пневматических систем. Для получения сжатого воздуха применяют специальные машины, называемыми компрессорами (от латинского слова компрессия – сжатие). Различают компрессоры поршневые, пластинчатые, мембранные, винтовые, турбинные. По принципу действия они аналогичны соответствующим насосам. Наиболее широко применяют поршневые и пластинчатые компрессоры. Поршневые компрессоры могут быть одноступенчатого и многоступенчатого действия, когда воздух проходит несколько ступень сжатия. С помощью таких компрессоров можно получать сжатый воздух давлением более 10 МПа.
Принцип действия поршневого компрессора соответствует работе поршневого насоса кулачкового эксцентрикового типа и показан на рис.2.54а. При движении поршня 1 вправо в левой полости цилиндра создается разрежение. При этом клапан 3 закрыт, а клапан 2 открывается и пропускает воздух из всасывающего патрубка А в цилиндр. При обратном движении поршня 1 начинается сжатие воздуха. Клапан 2 закрывается, а клапан3 открывается и пропускает воздух в пневмосистему по каналу Б.
Часто компрессоры поршневого типа могут быть двойного действия, когда для получения сжатого воздуха используются обе полости цилиндра, как это показано на рис.2.54б. При движении поршня 1 вправо в левой полости цилиндра происходит такт всасывания воздуха через клапан 2, а в правой – сжатия с выпуском воздуха через клапан нагнетания 4. При движении поршня влево в левой полости осуществляется сжатие воздуха и выпуск его через клапан нагнетания 3, а в правой полости – всасывание воздуха через клапан 5. Таким образом, при работе компрессора по этой схеме за один рабочий ход происходят два такта нагнетания и всасывания.
Для получения больших давлений сжатого воздуха (более 1 МПа) могут использоваться компрессоры многоступенчатого действия. На рис.2.54в представлен поршневой компрессор двухступенчатого действия. В левом цилиндре происходит предварительное сжатие воздуха, который вытесняется на вход первого цилиндра. При ходе поршня 1 вниз сжатый на первой ступени воздух проходит в полость цилиндра через всасывающий клапан 3, при обратном движении осуществляется дополнительное (вторичное) сжатие воздуха и его выпуск в пневмосистему через нагнетательный клапан 2.
Рис.2.54. Компрессоры: а - принцип действия поршневого компрессора одинарного действия; 6 - принцип действия поршневого компрессора двойного действия; в - поршневой двухступенчатый компрессор; г–пластинчатый компрессор
Поршневые компрессоры обычно обеспечивают подачу сжатого воздуха до 20000 м3/час. Для больших подач сжатого воздуха применяют другие типы компрессоров, в том числе и пластинчатые (рис.2.54г). Принцип его действия аналогичен работе пластинчатого насоса: при вращении ротора 1 по часовой стрелке всасываемый по каналу А воздух заполняет увеличивающийся объем между пластинами 2, ротором 1, статором 3 и торцевыми крышками и переносится на выход Á, пройдя такт сжатия при уменьшении указанного объема в правой половине статора 3.
При работе компрессоров происходит значительный нагрев сжатого воздуха (до 100°С) и возникают колебания давления, особенно при работе поршневого компрессора, широко используемого в машиностроительных пневмоприводах. В таком виде сжатый воздух подавать к исполнительным органам пневмосистем нельзя. Поэтому перед подачей сжатого воздуха к пользователю необходимо его подготовить, что означает погасить колебания давления, понизить температуру, осушить его, профильтровать. Для этой цели применяются узлы (блоки) подготовки сжатого воздуха, включающие в себя ряд устройств, обеспечивающих выполнение указанных требований. На рис.2.55 показана одна из возможных схем узла подготовки воздуха. Воздух поступает в компрессор 3 из воздухозаборника 1, через фильтр 2. (Воздухозаборник рекомендуется устанавливать в местах, где нет источников загрязнения воздуха). Пройдя процесс сжатия в компрессоре, воздух поступает в теплообменник (холодильник) 4, где охлаждается до температуры окружающей среды. Из холодильника он идет во влагоотделитель 5, в котором осуществляется сушка воздуха (удаление воды, выделившейся при охлаждении сжатого воздуха), а далее в воздухосборник 6, называемый ресивером. Он служит для создания запаса сжатого воздуха и сглаживания пульсаций давления, создаваемых при работе компрессора. К ресиверу 6 подключается предохранительный клапан 7, ограничивающий величину давления сжатого воздуха в ресивере, электроконтактный манометр 8, автоматически отключающий работу компрессора при достижении необходимого давления и включающий компрессор, если давление упадет ниже допустимого уровня. При включении распределителя 11 сжатый воздух начинает поступать из ресивера 6 к потребителю.
Рис.2.55. Схема узла подготовки сжатого воздуха
Поскольку сжатый воздух имеет очень низкую смазывающую способность, то в ответственных приводах с целью предотвращения возможного заклинивания подвижных элементов пневматических устройств на пути сжатого воздуха из ресивера устанавливают маслораспылитель 9. В неответственных пневмоприводах он обычно не устанавливается. Но обязательно в пневмопроводе сжатого воздуха устанавливается редукционный клапан 12, который обеспечивает подачу к потребителю сжатого воздуха при постоянном давлении, пониженном по сравнению с давлением в ресивере. Манометр 10 служит для контроля настройки необходимого давления в пневмосети. При нахождении сжатого воздуха в ресивере происходит осаждение на его дно влаги и загрязнений, которые можно удалить в емкость 14, открыв вентиль 13.
Рассмотрим некоторые устройства, входящие в узел подготовки воздуха.
Схема теплообменника показана на рис.2.56. Разогретый влажный сжатый воздух из компрессора поступает внутрь теплообменника 1, где охлаждается до требуемой температуры. При этом из него выделяется влага, собирающаяся на дне холодильника, которая периодически удаляется из него через вентиль (или пробку) 2. Теплообменник
Рис.2.56. Принципиальная схема теплообменника
обеспечивает удаление 70–80% влаги. Поэтому дополнительно используют влагоотделители, позволяющие еще больше осушить воздух. На рис.2.57а показан влагоотделитель объемного типа, принцип действия которого основан на расширении объема воздуха. Войдя по каналу А в крышке 1, сжатый воздух попадает внутрь корпуса 2, где он расширяется и выделяет влагу, которая осаждается на стенах корпуса и стекает в колпак 5, откуда может быть удалена через вентиль 6. Уровень воды в колпаке контролируется визуально через линзу 4. Пройдя фильтрующий элемент 3, на котором задерживаются частицы загрязнений, воздух выходит в канал Б.
Во влагоотделителе инерционного типа (рис.2.57б) вошедший по каналу А в крышке 1 поток сжатого воздуха закручивается крыльчаткой 6. Под действием инерционных сил частицы влаги и возможных загрязнений осаждаются на стенах прозрачного корпуса 2 и стекают вниз к вентилю 4, через который периодически удаляются наружу. Отражатель 5 предотвращает захват влаги со дна аппарата проходящим через фильтр 3 в канал Б воздухом.
Рис.2.57. Влагоотделители: а - объемного типа; б - инерционного типа; в - условное обозначение
Рис.2.58. Ресивер
Осушенный в холодильнике и влагоотделителе воздух поступает в ресивер (рис.2.58), в котором он накапливается перед уходом к потребителю. Благодаря большому объему (более 25–40 рабочих объемов компрессора) он обеспечивает демпфирование пульсаций давления при работе компрессора, питание сразу нескольких потребителей сжатого воздуха, а также способствует очистке и сушке воздуха, благодаря сбору отстоя влаги (конденсата) и осаждающихся с течением времени частиц загрязнений.
Ресивер представляет собой резервуар обычно вертикального типа. Рекомендуется входную трубу устанавливать в нижней его части, а выходную – в верхней, что обеспечивает дополнительную очистку воздуха. На пути входящего воздуха ставят перегородки 4, которые обеспечивают разбиение струи воздуха и резкое изменение направления его движения, что тоже способствует очистке воздуха от частиц загрязнений, масла и влаги. Отвод конденсата из днища ресивера осуществляется через вентиль 5. Для предохранения ресивера от чрезмерного давления на нем устанавливается предохранительный клапан 1, а к штуцеру 3 подсоединяется электроконтактный манометр, управляющий включением и выключением двигателей компрессора. Штуцер 2 предназначен для подключения регулирующей аппаратуры.
Предохранительный клапан (рис.2.59), предназначенный для ограничения наибольшего давления, работает следующим образом. Подаваемый в канал А сжатый воздух давит на затвор 1 и создает силу, противодействующую силе пружины 2. Когда давление вырастет до такой величины, что создаваемая им сила преодолеет силу пружины, затвор поднимется вверх и откроет выход сжатого воздуха по каналу Б, произведя выхлоп воздуха в атмосферу. Настройка ограничиваемого давления осуществляется путем изменения предварительного натяга пружины 2 регулировочным винтом 3.
Рис.2.59. Пневматический предохранительный клапан давления: а – устройство; б – условное обозначение
Рис.2.60. Пневматический редукционный клапан давления
Редукционный пневматический клапан давления (рис.2.60) предназначен для понижения давления сжатого воздуха и поддержания его постоянным на выходе аппарата. В его корпусе 7 установлены входной 10 и выходной 5 штуцеры, по которым подается сжатый воздух при давлении P0 и отводится при пониженном давлении P. При отсутствии сжатого воздуха сила пружины 11 преодолевает силу пружины 6 и смещает затвор 4 вниз, создавая зазор между торцом втулки 9 и конической поверхностью затвора 4. При подаче сжатого воздуха в канал А он проходит фильтрующий элемент в виде сетки 8, указанную щель и попадает в полость под поршнем 3, воздействуя на него и уменьшая размер щели. Из этой полости воздух идет на выход Б. При давлении Р создается равенство сил, действующих на поршень 3 сверху со стороны пружины 11 и снизу со стороны пружины 6 и давления сжатого воздуха Р. Поэтому будет справедливо следующее равенство: PSкл +Gпр6 — Gпр11 = 0, где Sкл - площадь поршня 3, Gпр6, Gпр11 сила соответственно пружины 6 и 11. Отсюда нетрудно получить, что Р = Gпр11/Sкл — Gпр6 /Sкл , те. давление на выходе аппарата Р зависит от настройки пружины 11 регулировочным винтом 1, установленным в крышке 2, но не зависит от нагрузки на выходе аппарата. Любое изменение условий работы вызовет нарушение равновесия сил на поршне 3, что приведет к изменению зазора (щели) и восстановлению равенства. Так, например, если по каким-либо причинам начнет расти нагрузка на выходе аппарата, то увеличивающееся в связи с этим давление Р вызовет смещение поршня 3 вверх, уменьшение щели и увеличения дросселирования воздуха, что в свою очередь понизит давление Р и восстановит прежнее равенство сил. Таким образом, понижение выходного давления Р по сравнению с входным P0 происходит за счет преодоления сопротивления щели, а поддержание его постоянным путем управления его сопротивлением в соответствии с тенденцией изменения выходного давления: рост давления Р ведет к увеличению сопротивления (размер щели уменьшается), падение давления Р – к уменьшению сопротивления (размер щели увеличивается).
Для улучшения смазывающей способности сжатого воздуха и связанного с этим повышения надежности и долговечности пневматического оборудования проводят добавление в поток сжатого воздуха небольшого количества минерального масла, которое осуществляется маслораспылителями (рис.2.61). Маслораспылитель фитильного типа представляет собой стакан 2 с минеральным маслом, закрытый крышкой 1, в которой выполнены входной А и выходной Б каналы, а также закреплен фитиль 3, одним концом находящийся в масле, а другим - в канале с потоком воздуха. За счет капиллярных сил масло поднимается вверх и уносится потоком воздуха в пневмосистему. Несколько сложнее, но более эффективнее устроен маслораспылитель эжекторного типа. Войдя в канал А одна часть потока идет по каналу К внутрь стакана 2, создавая над уровнем масла избыточное давление, что способствует вытеснению жидкости в трубку 4. Другая часть потока проходит сопло Ñ и идет на выход Б. При прохождении сопла увеличивается скорость движения масла, что создает в полости под колпачком 5 разрежение. Благодаря этому из трубки 6, соединенной с трубкой 4, поступает масло, которое, попадая в сопло, распыляется и уносится потоком воздуха в пневмосистему. Таким образом масло попадает в зазоры пневматических устройств, смазывая их и уменьшая силы трения подвижных элементов.
Рис.2.61. Маслораспылители: а – фитильного типа; б – эжекторного типа; в – условное обозначение
Для надежной и управляемой работы пневматических приводов необходимы не только узлы подготовки сжатого воздуха, но и другие устройства, обеспечивающие регулируемость и управляемость пневмосистем. .